Антифриз: что это такое, для чего нужен и чем отличается от тосола, а также как разбавлять концентрат, плотность, состав и свойства

Содержание
  1. Что такое антифриз и для чего он нужен
  2. Требования, предъявляемые к антифризам
  3. Срок службы антифриза
  4. Антифриз G11, G12 и G13 – в чём разница?
  5. Пару слов о «Тосоле»
  6. Состав охлаждающей жидкости
  7. Почему нельзя выбирать дешевый антифриз?
  8. Международные стандарты для охлаждающих жидкостей
  9. BS 6580
  10. ASTM D 3306
  11. ASTM D 4985
  12. ASTM D 6210.
  13. JIS K 2234
  14. Чем отличается Тосол
  15. Марки охлаждающих растворов их достоинства и недостатки
  16. Как смешиваются различные марки антифризов?
  17. Свойства и характеристики
  18. Состав пакета присадок и свойства антифриза, зависящие от них.
  19. Другие присадки, красители
  20. Как проверить уровень охлаждающей жидкости
  21. Состав антифриза и свойства его базовых компонентов.
  22. Тосол или антифриз: история появления вопроса
  23. Как правильно поменять антифриз?
  24. Ингибиторы коррозии в антифризе
  25. Состав и технология производства автомобильных антифризов
  26. Что будет, если смешать несколько разных антифризов?
  27. О компонентах, из которых состоит охлаждающая жидкость
  28. Виды и классификация
  29. G11
  30. G12, G12+, G12++
  31. G13
  32. Цвет антифриза

Что такое антифриз и для чего он нужен

Антифриз (от греческого «anti» (против) и от английского freeze «замораживать») — это общее название всех автомобильных жидкостей, которые не замерзают при низких температурах. Эти жидкости используются для охлаждения двигателей, работающих при низких температурах, в качестве антифризов в авиации и в качестве очистителя окон. В его основе — вода с добавлением глицерина, одновалентных спиртов, этиленгликоля или пропиленгликоля и других добавок.

фото 1
Антифриз

Антифриз не только имеет значительно более низкую температуру замерзания, чем вода, но и более низкий коэффициент расширения. Вода переходит в твердое состояние с объемным расширением до 9%, а антифриз с различным соотношением этиленгликоля расширяется на 1,5–3,5%, что практически безопасно для элементов двигателя.

Требования, предъявляемые к антифризам

В связи с тем, что автомобильному антифризу отведена очень важная функция и условия его работы достаточно тяжелые, к нему предъявляются жесткие требования. Основные принципы заключаются в следующем:

  • Высокая теплоемкость и теплопроводность;
  • Низкая температура замерзания (антифриз должен сохранять жидкое состояние даже при очень низких температурах);
  • Низкая вязкость в широком диапазоне температур (жидкость должна свободно циркулировать через охлаждающую «рубашку» двигателя и при этом обеспечивать хорошую теплоотдачу);
  • Высокая температура кипения (нормальная работа при нормальной температуре двигателя);
  • Низкая пенообразующая способность;
  • Хорошие антикоррозионные свойства (антифриз не должен способствовать разрушению деталей двигателя);
  • Нейтральность к эластомерам (совместимость с резинотехническими изделиями);
  • Экологический.

Срок службы антифриза

Как и любую другую техническую жидкость, созданную для работы на автомобильных заводах, «охлаждающую жидкость» необходимо менять, а при необходимости даже доливать. Как понять, что охлаждающий раствор двигателя потерял свои свойства? Во-первых, об этом может сигнализировать сама машина, если она оборудована соответствующим датчиком. Во-вторых, видно, что рабочая температура силового агрегата значительно выросла и долгое время не возвращается к нормальным значениям. Наконец, вы можете посмотреть состояние антифриза. Если он приобрел коричневатый оттенок, напоминающий ржавчину, стоит подумать о его немедленной замене.

Антифриз G11, G12 и G13 – в чём разница?

Чаще всего автовладельцев интересуют два вопроса о типах и цветах антифриза:

  1. В чем разница между антифризом G11, G12 и G13?
  2. Какой антифриз лучше заливать — красный, зеленый или синий?

Красный, зеленый, синий антифриз - в чем разница?

Во-первых, антифризы — это изначально бесцветные жидкости. И краска в них добавляется только для того, чтобы их можно было отделить от других жидкостей, в том числе спиртовых.

Во-вторых, нет четких стандартов цвета. Поэтому нельзя с уверенностью сказать, что тот или иной антифриз относится к той или иной технологии. Любой производитель может окрасить любой антифриз в любой цвет.

Речь может идти только об общепринятой практике более серьезных производителей. Это так:

  • Антифриз G11 — синий, или зеленый, или сине-зеленый.
  • Все антифризы G12 (с плюсом и без) красные со всеми оттенками: от оранжевого до сиреневого.
  • Хладагенты G13 фиолетового или розового цвета, но теоретически они могут быть любого цвета.

А по поводу того, какой антифриз лучше заливать — красный, зеленый или синий, мы можем дать простой совет:

  1. Если радиатор автомобиля сделан из меди или латуни, лучше использовать красный (карбоксилатный) антифриз);
  2. Если радиатор охлаждения изготовлен из алюминия и его сплавов, залейте его зеленым или синим (силикатным).

Красный антифриз не лучше и не хуже зеленого, просто эти охлаждающие жидкости нужно использовать исходя из материалов, используемых в компонентах системы охлаждения автомобиля. В свою очередь антифриз лобрайд G12 ++ и G13 без проблем подходят для всех автомобилей.

Пару слов о «Тосоле»

Теперь о Тосоле. Так называются практически все производимые нами хладагенты. По сути, «Тосол» — это всего лишь один вид антифриза.

Эта жидкость была разработана в Научно-исследовательском институте органической химии и технологии, отдел технологии органического синтеза. Аббревиатура этого отдела легла в основу слова жидкость. Приставка -Ol в названии, по одной из версий, означает алкоголь. Отсюда и название — «Тосол».

Антифриз — это раствор этиленгликоля с добавлением традиционного ингибитора. Выпускается в настоящее время двух видов: «Тосол 40» и «Тосол 65». Цифровое обозначение указывает точку замерзания данной жидкости.

Кроме того, они различаются по цвету: «Антифриз 40» имеет синий оттенок, более морозостойкая жидкость имеет красный оттенок.

Вообще, «Тосол», разработанный в СССР, давно устарел, но само название охлаждающей жидкости настолько прочно укоренилось в лексике, что применимо здесь ко всем жидкостям для системы охлаждения.

Состав охлаждающей жидкости

Первые антифризы были на основе метилового или этилового спирта. Такая смесь уже закипела при 82 ° С, пары спирта испарились и загорелись. Впоследствии появился антифриз на основе глицерина с лучшими эксплуатационными характеристиками, но слишком высокой вязкостью. Для улучшения текучести добавляли этиловый или метиловый спирты. Антифриз соляной кислоты также не обладал желаемыми свойствами.

фото 5
Состав концентрата хладагента

Современные антифризы изготавливаются на основе этиленгликоля или пропиленгликоля и пакета присадок, придающих жидкостям антикоррозионные, противопенные и флуоресцентные свойства. Этиленгликоль относится к двухатомным спиртам, не имеющим запаха, бесцветным, сладковатым на вкус, но очень ядовитым. Из-за сладкого вкуса были случаи жидкого отравления детей, поэтому некоторые страны вынудили производителей добавлять добавки, которые делают его горьким.

Пропиленгликоль также представляет собой бесцветную жидкость со сладким вкусом, но безопасен для организма при проглатывании. Низкая плотность по сравнению с этиленгликолем.

Почему нельзя выбирать дешевый антифриз?

Подавляющее большинство антифризов хорошо отводят тепло от двигателя и автоматической коробки передач. Так почему бы не выбрать самый дешевый антифриз?

Как уже было сказано выше, одна из основных функций антифриза — защита системы охлаждения от коррозии. За это отвечают специальные дорогостоящие пакеты присадок. По этой причине качество и количество присадок напрямую влияют на конечную стоимость антифриза.

Будьте очень внимательны при выборе марки антифриза. Помимо требуемых технических характеристик обратите внимание на цену. Это тот случай, когда не стоит экономить еще несколько сотен рублей, выбирая самый дешевый товар на полке. Лучше всего выбирать антифризы только тех брендов, которым вы доверяете.

Антифризы Liqui Moly производятся на основе высококачественных пакетов антикоррозионных присадок и выпускаются в виде готовых к употреблению концентратов или жидкостей. Здесь вы можете найти тип антифриза, рекомендованный производителем.

Международные стандарты для охлаждающих жидкостей

BS 6580

Антифризы BS 6580 предназначены для двигателей автомобилей, грузовиков, фургонов и мотоциклов. Согласно стандарту охлаждающая жидкость этого стандарта должна быть на основе МЭГ (моноэтиленгликоля) и комплекса неорганических присадок.

Не рекомендуется для использования в системах охлаждения двигателей, произведенных после 2005 года.

ASTM D 3306

Спецификация содержит требования к охлаждающим жидкостям на основе этиленгликоля или пропиленгликоля, используемым в системах охлаждения двигателей автомобилей или других легких грузовиков. Стандарт ASTM D 3306 включает силикатно-карбоксилатный антифриз с ограниченным сроком хранения (до 3 лет). Они склонны к образованию незначительного количества осадков. Обладают стандартными антикоррозионными свойствами. Не рекомендуется для использования в системах охлаждения двигателей, выпущенных после 2010 г

ASTM D 4985

Охлаждающая жидкость на основе МЭГ с низким содержанием силикатов, предназначенная для систем охлаждения тяжелонагруженных тяжелых двигателей. Эффективно защищает от коррозии до -36,4 ° C. Требуется добавление присадок SCA (нитриты, молибдаты и т.д.), Чтобы быть пригодным для тяжелых условий эксплуатации.

ASTM D 6210.

Стандартные спецификации для охлаждающих жидкостей на основе гликоля, не требующих предварительного впрыска SCA.

JIS K 2234

Формально этому стандарту соответствует любой концентрат антифриза на основе этиленгликоля. Тип присадок не регламентирован, поэтому антифриз этого стандарта может быть карбоксилатным, гибридным или силикатным. Обязательно для всех японских производителей автомобилей.

Чем отличается Тосол

Часто можно услышать разные названия охлаждающих жидкостей: антифриз, антифриз или просто «антифриз». Антифриз — охлаждающая жидкость на основе этиленгликоля, разработанная еще в советское время. Среди водителей стран бывшего союза это имя давно стало нарицательным. Существует две марки Tosola: 40 и 65. Эти цифры показывают температуру замерзания жидкости. Они различаются по цвету: красный или синий.

Стоит сказать, что краситель в охлаждающую жидкость (далее охлаждающая жидкость) добавляется специально для того, чтобы посмотреть уровень в заправочном бачке, а также найти место утечки. Сам этиленгликоль бесцветен.

Марки охлаждающих растворов их достоинства и недостатки

В России сегодня наиболее популярны антифризы трех марок: «Аляска», «Феликс» и «Синтек».

Аляска производится совместным российско-американским предприятием Delfin Group, продукция этой компании хорошо зарекомендовала себя в США и теперь имеет положительные отзывы пользователей в России.

В линейке растворов этой компании есть вещества всех классов и они рекомендованы как один из лучших хладагентов по соотношению цена / качество.

Хладагенты марки «Феликс» производятся российской компанией «Тосол-Синтез». Эта компания производит хладагенты G11 и G12. Эти вещества относятся к достаточно высокому классу, хотя при этом относительно доступны по цене.

Антифриз Sintec, пожалуй, самый качественный в этом обзоре. Продукция этой компании постоянно участвует в различных тестах и ​​сравнительных тестах, в которых получает высокие баллы и положительные отзывы.

Эти субстанции производит российская компания «Обнинскоргсинтез» и, при этом, рынок сбыта — не только Россия, но и страны бывшего СССР, а также страны дальнего зарубежья.

Как смешиваются различные марки антифризов?

Кроме того, нельзя смешивать разные типы охлаждающих растворов, даже вещества разных марок. В результате перемешивания свойства теплоносителя могут резко измениться.

Кроме того, очень часто из-за перемешивания в системе охлаждения образуются всевозможные твердые и студенистые отложения, которые могут забивать каналы двигателя и разрушать его компоненты, в частности, такие как водяной насос.

Следует отметить, что современные силовые агрегаты рассчитаны на использование в них исключительно антифриза. И использовать в них обычную воду категорически не рекомендуется, так как это может привести к преждевременному выходу из строя водяного насоса.

Свойства и характеристики

Свойства антифриза и его температура замерзания будут зависеть от соотношения воды и этиленгликоля, а также от набора присадок. Чистый этиленгликоль начинает кристаллизоваться даже при температуре -12,3 ° C. Смесь с водой образует эвтетик с более низкой температурой замерзания до -75 ° C (75% этиленгликоля и 25% воды). Большинство антифризов имеют процентное содержание воды от 35% до 50% с температурой 65 ° C и 40 ° C соответственно. Температура кипения такой смеси также повышается до 110 ° C и даже выше под давлением.

Это не означает, что существует единый стандарт на все антифризы. Они разные в каждой стране. Вот список самых известных стандартов:

  • Россия: ГОСТ 28084-89.
  • США: ASTM D 3306.
  • Соединенное Королевство: BS 6580: 1992.
  • Франция: AFNOR NF R15-601.
  • Япония: JIS K2234.
  • Австрия: ONORM V5123.
  • Швеция: G-11.

Качество и, как уже было сказано, соотношение сырья имеют большое значение для свойств антифриза. Качество воды (нормальная, дистиллированная, деионизированная) важно, как и чистота этиленгликоля. В дешевых хладагентах часто используются различные некачественные заменители, которые имеют ограниченный срок хранения и не обладают химической стабильностью.

Согласно ГОСТу антифриз должен обладать следующими характеристиками и свойствами:

  1. Точка замерзания (начало кристаллизации). В России за эталоны по этому показателю приняты ОЖ-40 и ОЖ-65 с соответствующей температурой замерзания. Этот показатель у зарубежных брендов может быть любым. Опять же, все зависит от пропорции этиленгликоля и воды, а также от доли добавок.
  2. Температура кипения. Средняя температура кипения составляет 110 ° С-135 ° С. Давление в системе охлаждения находится в пределах 1,5-3 атмосферы, что увеличивает этот показатель.
  3. Пенообразующая способность. Стоит отметить, что под давлением пена вообще не образуется за счет циркуляции. Этот показатель важен для производителей при заливке теплоносителя или других манипуляциях.
  4. Антикоррозионные свойства. Сам по себе этиленгликоль не обладает антикоррозионными свойствами, как раз наоборот. Они обеспечены различными добавками. Например, в антифризе G11, о котором будет сказано ниже, используются фосфаты, нитраты, нитриты, силикаты, бораты и амины. Эти вещества создают на поверхности защитный слой. В антифризах класса G12 используются карбоновые кислоты, которые при появлении воздействуют на самый очаг коррозии. Это улучшает теплопередачу.
  5. Удар по резиновым элементам. В системе много шлангов, пластиковых и резиновых соединений. Антифриз должен защищать резину от трещин и разливов. В этом плане эффективным оказался красный антифриз с углеродными присадками типа G12 и G12+.

Состав пакета присадок и свойства антифриза, зависящие от них.

Остается проблема коррозии, которая не только не решается МЭГ, но еще больше усугубляется МЭГ, поскольку МЭГ более активен в этом отношении, чем вода.коррозионные_свои_антифриов

Для ее решения в раствор добавляют ингибиторы коррозии, которые практически сводят на нет эту активность. Существует несколько технологий производства антифриза, которые отличаются именно добавляемыми антикоррозионными присадками (основные элементы, вода и моноэтиленгликоль, в составе антифриза они практически для всех одинаковые). Подробнее об этом читайте в этой статье.

Кроме того, в антифриз добавляют антифризы, пеногасители и красители. Первые сводят к минимуму образование кавитационного износа (кавитация — это образование и схлопывание пузырьков с паром, во время которого образуется ударная волна, постепенно разрушающая твердые поверхности вплоть до сквозных отверстий в вкладышах), особенно необходимы в дизельных двигателях с влажным гильзы цилиндров, но с противопенными присадками, нас ждет сюрприз: оказывается, их наличие или отсутствие в антифризе никак не влияет на работу охлаждающей жидкости в двигателе по той простой причине, что при давлении выше 2-3 атмосферы в замкнутой системе охлаждения (читай, в любой обычной машине) пены в принципе не образуется. И эта добавка добавляется для нужд производителя антифриза или производителя автомобилей. При различных технологических манипуляциях антифриз может вспениваться, усложняя работу конвейера.

Ну а цветные добавки используются для «идентификации» определенного типа жидкости (например, в некоторых странах цвета определенных видов антифризов прописаны в законах), чтобы случайно не залить не ту вещь.

Однако в России таких стандартов нет, поэтому на практике у нас может быть любой антифриз любого цвета (обычно гибридный антифриз окрашен «как карбоксилатный» в красный цвет, опять же из экономических соображений).

Совсем не рекомендуется смешивать охлаждающие жидкости разных типов (короче говоря, нельзя), потому что в этом случае присадки разных групп нейтрализуют друг друга, и в двигателе получается простой водный раствор этиленгликоля, иногда с осадок. Коррозионную активность этого раствора можно увидеть в таблице выше по тексту.

Кроме того, цвет помогает понять, где течь антифриз, а не моторное масло или жидкость ГУР, а в расширительном бачке лучше виден только уровень окрашенной жидкости (без красителя антифриз был бы бесцветный). Кроме того, снижение интенсивности окраски и ее изменение может свидетельствовать об исчерпании добавок в объеме антифриза. А значит, пора его заменить. Что ж, цвет также можно использовать для повышения лояльности потребителей. Например, начать делать серо-коричнево-малиновый антифриз и использовать его для первой заливки на автомобильном заводе. Владелец автомобиля, исходя из соображений, что можно смешивать зеленый с зеленым, красный с красным и так далее, будет специально искать серо-коричнево-малиновый антифриз. Ну найдет у одного производителя и купит там. За хорошие деньги, ведь они эксклюзивные:).

Чуть не забыл, иногда в антифриз добавляют вкусовую добавку Битрекс, чтобы отпугнуть детей и животных от его употребления. Напоминаю, что этиленгликоль — яд, при этом имеет сладковатый вкус. Кстати, этиловый спирт нейтрализует действие этиленгликоля (чем быстрее выпьешь, тем больше шансов остаться в живых).

Другие присадки, красители

Антикавитационные и противопенные присадки необходимы для поддержания жидкости в состоянии, обеспечивающем максимальное рассеивание тепла. Ведь кавитация — это образование пузырьков воздуха в жидкости, которые в случае антифриза только навредят. Также нежелательно наличие пены.

Красители в антифризах выполняют несколько функций. Облегчает определение уровня в системе. Расширительные бачки для автомобилей часто делают из белого пластика. Уровень бесцветной жидкости в таком резервуаре был бы незаметен, но жидкость с определенным оттенком легко увидеть.

Еще одно свойство красителя — показатель его пригодности к дальнейшему использованию. Со временем антифриз в системе выработает собственные присадки, из-за которых сама жидкость изменит цвет. Изменение цвета сигнализирует о том, что у жидкости закончился ресурс.

Что касается оттенков антифриза, то они могут быть самыми разными. Наши самые распространенные оттенки — синий и красный. Кроме того, температурная стабильность жидкости часто связана с цветом. Так, антифриз с синим оттенком часто имеет порог замерзания -40 ° C, у красного -60 ° C. Однако это не всегда так, также можно купить жидкость с красным оттенком, у которой порог замерзания температура -40 градусов.

Но это далеко не все нюансы, которые может иметь антифриз. Есть жидкости с желтым, зеленым, оранжевым оттенком. В этом вопросе все зависит от производителя. Что касается температурной стабильности антифриза, не стоит ориентироваться только на цвет. У разных производителей этот показатель может отличаться, хотя цвет жидкости может быть одинаковым.

Как проверить уровень охлаждающей жидкости

Если речь идет о простой доливке антифриза, то важно соблюдать технику безопасности. Известно, что рабочая температура двигателя может быть очень высокой, поэтому дайте ему остыть, прежде чем проверять жидкость. Это важно еще и потому, что в системе циркулирует горячий антифриз, и даже специалист не сможет оценить его точное количество в таких условиях. Как правило, лучше всего проверять после ночевки, чтобы показания были максимально правильными. На расширительном бачке есть две таблички, указывающие на крайний уровень антифриза. Ничего страшного, если вы можете держать средние значения. Важный момент: если вы решили долить воду вместо охлаждающей жидкости, лучше использовать дистиллированный продукт.

Состав антифриза и свойства его базовых компонентов.

Вышеупомянутый дефицит воды заставил искать замену. Автомобильный антифриз теперь состоит из двух основных элементов: воды и этиленгликоля. В некоторых случаях (не в автомобилях) можно использовать пропиленгликоль или соли вместо этиленгликоля.

Этиленгликоль представляет собой двухатомный спирт в чистом виде с температурой замерзания приблизительно -13 ° C и температурой кипения 197 ° C. Удивительное свойство водного раствора этиленгликоля — более низкая температура замерзания, чем у любого вещества в чистом виде. Таким образом, смесь в соотношении 1: 1 будет иметь температуру замерзания -38 ° C.

низкотемпературные_свои_антифризы
ЭГ (или МЭГ — это аббревиатура от слова моноэтиленгликоль, также известного как этиленгликоль, хорошо зарекомендовавшего себя производителями) также имеет недостатки. Во-первых, он токсичен, половина стакана внутри будет для человека смертельной. Во-вторых, он более вязкий. Об этом свойстве мы поговорим ниже.

Однако, несмотря на недостатки, водный раствор МЭГ решает две из трех проблем использования воды: точка замерзания при приемлемой вязкости намного ниже нуля, и, в отличие от воды, при замерзании раствор практически не расширяется, что обеспечивает сохранность сохранение системы охлаждения автомобиля. Температура кипения того же раствора 1: 1 выше ста градусов (около 106 ° C), а если учесть тот факт, что система герметична и давление выше, то эта температура будет еще выше. В общем, на обычный ДВС с запасом хватает.

Пропиленгликоль — тоже вещь хорошая, но более вязкая, чем МЭГ, и на порядок дороже. Его главное достоинство — нетоксичность (его настолько сложно отравить, что он также используется как пищевая добавка под номером E1520). Поскольку автомобилисты не имеют привычки пить охлаждающую жидкость, она также не используется в системе охлаждения автомобиля. Кроме того, высокая вязкость ухудшает отвод тепла (жидкость медленнее течет по системе) и дополнительно нагружает насос, уменьшая его ресурс.

Говоря о вязкости, нельзя не упомянуть еще один компонент, из которого иногда делают дешевый бытовой антифриз (кстати, ТОСОЛ — распространенное название советской марки антифриза, изобретенной в 1969 году). Это глицерин. Вещество также нетоксично, сравнимо по вязкости с пропиленгликолем, но при этом намного дешевле этиленгликоля. Отсюда важность его использования при производстве хладагентов для производителей. Как правило, глицериновый антифриз имеет более высокую плотность (примерно 1,12–1,17 г / см3 в отличие от 1,07–1,08 г / см3), чем МЭГ. Распространение значения плотности достигается за счет того, что производители часто смешивают этиленгликоль и глицерин в различных пропорциях, соблюдая баланс между параметром плотности, точкой замерзания и стоимостью. Опасности повышенной вязкости были описаны выше, хотя, как правило, на этот параметр никто не обращает внимания (в основном, просто не зная об этом). С себестоимостью все понятно, чем дешевле, тем лучше, желательно держать плотность ближе к этиленгликолю, потому что потребитель может проверить антифриз ареометром. При более высокой плотности он покажет фантастические значения точки замерзания от минус 54 ° C и ниже, что, конечно, не соответствует действительности. Саму точку замерзания в домашних условиях сложно контролировать. Доступ к промышленным холодильникам или место проживания в Сибири с морозами ниже -40 обязателен.

Еще один минус с глицерином — он качественный, довольно дорогой, поэтому в антифризах используется недорогой и некачественный продукт, в котором при эксплуатации обязательно выпадет осадок. Нерастворимые частицы шлама могут закупоривать или сужать каналы системы охлаждения и приводить как минимум к ухудшению теплоотвода и, как максимум (в случае засорения каналов) — к перегреву и повреждению двигателя.

Тосол или антифриз: история появления вопроса

Многие охлаждающие жидкости двигателя под названием «Тосол» продаются на рынке. Такое название может ввести в заблуждение некоторых автовладельцев, заставив их поверить в то, что это какое-то особое вещество, отличное по составу от антифриза. Фактически, хорошо известный «ТОСОЛ» — это торговая марка, образованная сочетанием аббревиатуры отдела, разработавшего жидкость («Технология органического синтеза»), и окончания «OL», которое в химии указывает на принадлежность к спиртам. Длительное использование слова «антифриз» привело к тому, что оно стало нарицательным и применимо ко всей категории автомобильных охлаждающих жидкостей.

Следовательно, слова «антифриз» и «антифриз» означают одно и то же понятие, будучи синонимами. Поэтому нет практического смысла обращать внимание на то, какое из этих двух наименований получило тот или иной товар. Наиболее важными являются состав добавки, применение и продолжительность. Основным критерием выбора охлаждающей жидкости для конкретной модели автомобиля являются рекомендации производителя этого же автомобиля, которые обычно основываются на собственных стандартах качества. Об этом мы поговорим ниже.

Как правильно поменять антифриз?

Не покупайте дешевые антифризы неизвестных производителей!

Если вы заметили, что антифриз начал исчезать, скорее всего, в вашей системе есть утечка. В этой ситуации мы рекомендуем вам определить место утечки. Если это не шланг и повреждение менее 0,2 см, не расстраивайтесь — используйте герметик для системы охлаждения. Обязательно подбирать непыльный герметик, который не забивает каналы и чтобы остатки налипали на антифриз. Рекомендуется использовать герметик для холодильных систем Liqui Moly.

Если вы решили заменить антифриз в системе охлаждения, рекомендуемая последовательность действий следующая:

  1. Перед сливом антифриза используйте очиститель (промойте) системы охлаждения. Это важный шаг по удалению накипи и скопившейся грязи из контура охлаждения.
  2. Слить антифриз из современного автомобиля — задача профессионала. Довольно часто отсутствуют специальные сливные пробки, обычно расположенные на нижнем бачке радиатора и блоке цилиндров. В этом случае необходимо снять нижний шланг радиатора и слить с него антифриз. Важно: любой антифриз ядовит для человека и крайне вреден при попадании в почву или водоемы. Поэтому необходимо приложить все усилия, чтобы правильно собрать и утилизировать старый продукт.
  3. Заливают антифриз прямо в радиатор, через пробку, а при отсутствии пробки на радиаторе — через горловину расширительного бачка.

Европейские правила часто рекомендуют использовать водорастворимые концентраты, но следует помнить, что европейские зимы мягче, чем в российских реалиях, и пропорции должны быть другими. Разбавив европейский концентрат 1: 1, вы получите защиту от замерзания при -36 ° С, что для России мало, так как первые кристаллы льда появляются уже при температуре -32 ° С. Европейские концентраты необходимо разводить в большая доля. При разбавлении желательно использовать дистиллированную воду, но допускается и чистая водопроводная вода.

Если перед заменой антифриза использовалась промывка, в системе охлаждения есть остатки промывочной воды. Во-первых, необходимо залить чистый концентрат по общему объему системы. То есть, если в системе всего 10 литров, залейте 5 литров концентрата и долейте воды до полного заполнения. Это даст вам правильный фокус и температуру застывания.

Ингибиторы коррозии в антифризе

Теперь о присадках, используемых в составе автомобильных охлаждающих жидкостей. Одной из важнейших добавок являются ингибиторы коррозии. Этот тип присадки, как следует из названия, предназначен для предотвращения появления очагов коррозии внутри системы охлаждения.

Сейчас используются разные виды таких жидких добавок, и каждая из них имеет свое обозначение.

Первые — это добавки, которые принято называть традиционными, так как они первыми стали использоваться в составе антифриза. Жидкости с ингибиторами этого типа не имеют дополнительного обозначения.

Ингибиторы традиционного типа состоят из неорганических веществ: силикатов, фосфатов, нитритов, боратов и их соединений. Эти добавки образуют тонкий защитный слой по всей внутренней поверхности системы, предотвращая прямой контакт жидкости с металлом.

На данный момент производители жидкостей стараются отказаться от ингибиторов этого типа. Причина в том, что они недолговечны — не более двух лет. Дополнительным отрицательным качеством является плохая переносимость высоких температур, они начинают портиться при температуре выше + 105 ° С.

Второй тип ингибиторов коррозии, используемых в охлаждающих жидкостях, — это органические соединения на основе углерода. Жидкости с такими присадками называются карбоксилатными антифризами, их обозначение — G12, G12+.

Особенностью таких ингибиторов является то, что они не образуют защитного слоя по всей поверхности. Такие ингибиторы уже химически взаимодействуют с очагом коррозии. В результате взаимодействия поверх этого огня образуется защитный слой, не влияющий на поверхность без коррозии.

Особенностью ингибиторов этого типа является длительный срок хранения — более 5 лет, при этом они невосприимчивы к воздействию высоких температур.

Третий тип ингибирующих добавок — гибридный. Они включают как карбоксилированные, так и традиционные неорганические элементы. Интересно, что исходя из страны происхождения можно узнать, какие неорганические элементы содержит гибридный ингибитор. Так, европейские производители используют силикаты, американские — нитриты, японские — фосфаты.

Срок годности ингибиторов выше, чем у традиционных ингибиторов, но они короче карбоновых добавок — до 5 лет.

Недавно появился другой тип ингибиторов, тоже гибридный, но на основе органических материалов и, помимо них, минеральных веществ. Этот тип ингибиторов еще не получил полного определения, поэтому они везде фигурируют в виде лобридов. Антифризы с такими присадками обозначаются G12 ++, G13.

специфический антифриз

Стоит отметить, что данная классификация не совсем общепринятой, в повседневную жизнь ее ввел немецкий концерн VAG, но пока ничего другого не придумали и все используют это обозначение.

Состав и технология производства автомобильных антифризов

Первые антифризы появились в 20-х годах прошлого века и, что удивительно, их состав за последние десятилетия мало изменился. Подавляющее большинство автомобильных антифризов состоит всего из двух компонентов: этиленгликоля (или пропиленгликоля) и воды. На их долю приходится 96-97% объема охлаждающей жидкости, а остальное занято присадками.

Этиленгликоль, широко используемый в технике, представляет собой не что иное, как двухатомный спирт, который представляет собой бесцветную жидкость с плотностью 1,113 г / см3. Он имеет сладковатый вкус и маслянистую текстуру. Температура замерзания этиленгликоля -12,9 °, температура кипения около 197 ° С. Это ядовитое вещество, которое при проглатывании в определенном количестве может быть смертельным. Этиленгликоль вызывает коррозию металлов, используемых в автомобильном двигателе, поэтому его необходимо использовать вместе с антикоррозийными присадками.

Основные теплофизические свойства воды нам хорошо известны. Он кристаллизуется при 0 ° C и закипает при 100 ° C. При замерзании вода увеличивается в объеме и, еще не достигнув точки кипения, начинает интенсивно испаряться. Еще одна характеристика обычной воды — ее склонность к образованию отложений и корок, что объясняется наличием в ней солей и минералов. Все вышеперечисленные свойства, помимо высокой коррозионной активности, не позволяют использовать чистую воду в качестве охлаждающей жидкости. Однако он незаменим как один из компонентов, тем более что для приготовления антифриза обычно используется мягкая или средне жесткая вода с низким содержанием солей, склонных к выпадению в осадок.

Интересным моментом является то, что при смешивании двух основных компонентов антифриза образуется раствор со значительно более низкой температурой замерзания, чем исходные жидкости по отдельности. Точная температура кристаллизации зависит от пропорции соединяемых деталей. Как правило, доля этиленгликоля в антифризе составляет 50-60%, что гарантирует начало процесса замораживания при отметке градусником -35… -49 ° С.

Добавки — еще один важный ингредиент всех антифризов. Несмотря на то, что их доля довольно мала (обычно около 2,5-3%), именно состав и качество присадок во многом определяют результирующие свойства охлаждающей жидкости, то есть эффективность его работы. Другими словами, технологическое превосходство этих важных компонентов антифриза позволяет одному производителю создавать более совершенный продукт, чем другим. Сами добавки делятся на следующие группы:

  1. Добавки на основе неорганических соединений — силикатов, нитритов, нитратов, фосфатов, аминов, боратов и их производных.
  2. Добавки на основе солей органических кислот (карбоксилаты);
  3. Гибридные добавки — изготовлены на основе карбоксилатов с добавлением силикатов.

Охлаждающие жидкости с разными типами присадок по-разному выполняют свою функцию и, в первую очередь, отличаются способом борьбы с коррозией. Самыми первыми появились антифризы с присадками в виде неорганических соединений. Механизм защиты от коррозии таких составов сводится к тому, что пакет присадок создает на охлаждаемой поверхности сплошной защитный слой, предотвращающий прямой контакт с водно-гликолевой смесью. Слой формируется по всей площади независимо от наличия зон коррозии, препятствующих нормальному отведению тепла. Активные компоненты, участвующие в формировании прослойки, быстро расходуются из-за большой площади покрытия. В результате эффективность антифриза невысока, а срок его службы ограничен 2-3 годами.

Карбоксилатные добавки имеют несколько иной механизм действия. Воздействуют только очаги коррозии, при этом создаваемый защитный слой намного тоньше, чем присадки первого типа. Такой избирательный эффект позволяет экономить активные компоненты, что приводит к значительному увеличению срока службы антифриза (до 5-7 лет). Еще одно преимущество механизма локальной защиты — высокая эффективность теплоотвода за счет отсутствия преград на «здоровых» участках металла.

Помимо так называемых ингибиторов коррозии, в пакет присадок входят присадки с другими полезными свойствами. Например, пеногасители, смазочные материалы, средства для удаления накипи, антикавитационные компоненты.

Антифризы на карбоксилатной основе набирают популярность в последние годы. В дополнение к уже указанным преимуществам они меньше подвержены образованию отложений, гарантируют лучшую герметичность и обладают более выраженным антикавитационным эффектом.

Технология производства антифризов достаточно проста и не требует дорогостоящего оборудования. На первом этапе готовится концентрат, содержащий этиленгликоль, добавки и небольшое количество воды (примерные пропорции 92: 5: 3). Полученная смесь подвергается многоступенчатой ​​очистке. После этого этапа концентрат в основном готов к распределению по контейнерам и поступлению в продажу. Процедуру его разбавления водой покупатель проводит сам. Если мы говорим о готовых автомобильных антифризах, то за смешивание концентрата и очищенной воды отвечает сама компания. Для получения строго заданных параметров теплоносителя необходимо тщательно контролировать дозировку исходных компонентов.

Что будет, если смешать несколько разных антифризов?

Большинство автовладельцев не осознают разницу между антифризом и вдохновляются цветом. От красного к красному, от зеленого к зеленому и так далее. Это неприемлемо. Важно понимать, что цвет антифриза определяется красителем, то есть чернилами, которые добавляются при производстве, поэтому цвет не содержит информации о рабочих качествах и свойствах.

При смешивании антифризов разных производителей, даже одного цвета, возможны негативные реакции, а одним из самых опасных и дорогостоящих последствий является потеря антикоррозионных свойств. Различные типы добавок непредсказуемо реагируют друг с другом.

Смешайте антифризы разных производителей

Возможные последствия смешивания антифризов разных производителей:

  1. Коррозия системы охлаждения (корродированные каналы, утечка антифриза в камеры сгорания, утечка из радиатора).
  2. Смягчение труб и уплотнений, утечки в трубах.
  3. Образование отложений и шлама, ухудшение теплоотдачи, перегрев двигателя.
  4. Заблокировав радиатор печки — в результате печка в салоне не нагревается.

Таблица смешивания антифризов различных стандартов.

Смешивание антифризов разных стандартов

О компонентах, из которых состоит охлаждающая жидкость

как известно, все автомобильные антифризы имеют разные цвета. Они также могут иметь красный или зеленый оттенок. Однако их составы выглядят так:

  • основное вещество — обычно пропилен или этиленгликоль;
  • вода дистиллированная — доля ее очень мала;
  • краситель — от него зависит внешний вид антифриза;
  • различные специальные добавки, которые играют ключевую роль во всей этой истории.

Виды и классификация

Для антифриза нет конкретных мировых стандартов, но за основу обычно берется классификация, которую разработала компания VAG. Вот как различают три класса:

  • G11;
  • G12;
  • G13.

G11

Это традиционные антифризы на основе этиленгликоля и различных силиконовых присадок, защищающих от коррозии. Их еще называют силиконовыми антифризами.

фото 2
G11, G12, G13

За счет образования защитного слоя они могут значительно снизить теплоотдачу и образовывать абразивные частицы (падение одного слоя со стен). Антифриз этого класса следует менять не реже одного раза в два года.

G12, G12+, G12++

G12 стал следующим шагом в разработке антифриза. В основном они решают проблему образования слоя, препятствующего теплопередаче. В этом классе используются карбоновые кислоты. Обратной стороной является то, что эти кислоты действуют на коррозию уже после ее появления, а не до нее. Теплоотдача и долговечность увеличены до 5 лет.

фото 3
Действие карбоксилатного антифриза G12 +, G12++

Маркируются такие хладагенты:

  • G12.
  • Карбоксилированные хладагенты.
  • ОВС (технология органических кислот).

Более поздние поколения G12 + и G12 ++ решили эту проблему, объединив вместе органические и минеральные добавки. Такие хладагенты часто называют лобридами и имеют маркировку:

  • Хладагенты Lobride.
  • Хладагенты SOAT.

G13

Этот класс появился в 2012 году и отличается от предыдущего использования на основе пропиленгликоля. Как уже было сказано, это вещество безопасно для человека и окружающей среды. На этом различия заканчиваются.

Цвет антифриза

Ассортимент хладагентов довольно большой, поэтому легко запутаться. Сказать со стопроцентной уверенностью, что этот класс охлаждающей жидкости всегда синий или красный, нельзя, но модели есть.

  • Для Тосола существует два цвета: синий и красный.
  • G11 — синий, зеленый или оттенки зеленого.
  • G12 — красный и его оттенки (оранжевый, сиреневый).
  • G13 — фиолетовый или розовый.

При выборе охлаждающей жидкости по цвету нужно опираться на технические рекомендации по автомобилю и контактным материалам. Для медных или латунных радиаторов больше подходит красный антифриз (G12 + карбоксилат). Для алюминиевых радиаторов лучше выбрать зеленый или синий (силикатный). G13 поместится в любой автомобиль.

Оцените статью
Блог про моторное масло